Журнал ПОШ ИТ

Как создать курорт

Успешный курорт — это уникальная комбинация из магнита, отеля и курортного жилья.

1 Магнит — это впечатления, развлечения и удовольствия круглый год. Чем интереснее магнит, тем прибыльнее курорт.
  • Магнит обеспечивает круглогодичный поток целевых туристов, которые загружают отель и покупают жилье.

  • Идеально, если курорт расположен рядом с действующим естественным или искусственным магнитом. Если магнита нет, создается собственный.

  • Для курортов существует 8 золотых правил. Одно из правил: программа курорта (впечатления + развлечения + удовольствия) должна быть в 2 раза продолжительнее времени в пути до курорта и обратно.


2 Отельместо отдыха после впечатлений и развлечений.
  • В отеле происходит конвертация гостя в покупателя курортного жилья.

  • Количество и уровень номеров зависят от потока туристов.

  • Часть номерного фонда должна обеспечиваться курортным жильем (sales-leaseback) для обеспечения арендной доходности для собственников.

3 Жильеглавный источник прибыли курорта.
  • Иногда прибыль от курортного жилья полностью окупает инвестиции в Магнит и Отели.

  • Иногда курортное жилье прекрасно продается без собственного Магнита, как в Сочи.

  • Существует более 20 типов курортного жилья, которое подходит для разного типа курортов. Одна из самых распространенных ошибок среди девелоперов — неправильная комбинация типов жилья.

4 Операторы — чем профессиональнее операторы, тем лучше сервис и счастливее клиенты.
  • Собрать группу операторов — это как собрать оркестр, где девелопер курорта — дирижер.

  • Если не синхронизировать интересы оператора с интересами девелопера, будет конфликт, где девелопер пострадает больше оператора.

5 Очередностьсамое важное и сложное решение, которое зависит от множества факторов.
  • Если плохо спланировать очередность, финансовый поток проекта будет отрицательным дольше ожидаемого.

  • Верное решение — небольшая и красивая первая очередь, которая передает атмосферу и ценность всего курорта.

6 Финансированиебаланс между скоростью возврата инвестиций и стабильным развитием курорта.
  • Иногда спешка с возвратом приводит к сильному сокращению прибыли.

  • Умелое использование льгот и субсидий от государства позволяет сильно повысить ROI.

  • Много пользы от стратегических инвесторов.

  • Умная юридическая структура курорта позволит не потерять весь проект в случае проблем одного из элементов; отдали банку за долги "убыточный аквапарк", развиваете остальное, получаете прибыль от продажи жилья рядом.

7 Команда — здесь корень всех неудач.
  • Девелопмент курорта занимает годы. Частая смена ключевых исполнителей внутри девелопера приводит к неоправданной смене курса и приоритетов проекта.

  • Многие курорты строятся далеко от городов. Для привлечения и удержания ключевого персонала хорошо бы построить жилой кластер рядом с курортом. Это окупается.

8 Продажисамая простая задача.
  • Если курорт спроектирован и спланирован правильно, соответствует спросу, то нет больших проблем с его продажей.

  • Из сложного: как вначале загрузить Магнит, как потом клиентов Магнита превратить в гостей Отеля, а гостей Отеля — в покупателей курортного жилья. Как при этом не потерять клиентов в этой цепочке и не передавить на клиента с кросс-продажами.

  • Из важного: как на ранней стадии проекта подтвердить основные гипотезы по спросу.

9 Стройка — всё дело в качественном проектировании и планировании.
  • Для качественной проектно-сметной документации (ПСД) требуются детальные технические задания (ТЗ). Лучшие ТЗ готовят операторы, коммерсанты и инженеры. Распространенная ошибка среди девелоперов — заказать архитекторам разработку ТЗ. Курорт должен быть придуман в деталях до начала проектирования.

  • Важно: разработка ТЗ обходится в смешные 0.5% от бюджета курорта, но критически влияют на весь проект. Начинающие девелоперы курортов сразу переходят к проектированию минуя стадию ТЗ. В лучшем случае это закончится потерянными инвестициями в проектирование.

  • Качественная ПСД — залог минимальных смещений проекта по срокам и себестоимости. Некачественная ПСД — гарантия срывов сроков и превышения бюджета.

  • Как правило, курорты строятся в удалении от крупных агломераций, что сказывается на профессионализме подрядчиков и себестоимости.

  • Перед выбором генерального подрядчика следует нанять технического заказчика, который спланирует стройку и определит условия для подрядчиков. Если планированием стройки занимается генподрядчик, то девелопер гарантировано потеряет лишние деньги.

  • Некоторые девелоперы курортов на всякий случай закладывают "свой интерес" в затраты. Это путь в никуда, если не является изначальным планом. Такая инвестиционная стратегия ломает весь проект. Вся команда перестает думать про клиентов. Такие проекты ждет неудача.

  • В удаленных локациях целесообразно использовать быстровозводимые и модульные технологии. Архитекторы и строители не любят такие технологии, но это не должно волновать девелопера.

  • Клиенты первой очереди курорта не должны ощущать дискомфорт от строительства последующих очередей.

10 GRкамень преткновения даже для всемогущих бизнесменов.
  • Смена ВРИ может занять годы, подключение к сетям обойдется в лишние миллионы.

  • Толковая стратегия, учитывающая интересы местных жителей, предпринимателей, всех уровней власти и госкомпаний, позволит снизить затраты и сократить сроки на получение разрешений.

По теме:

Курорт без магнита, деньги на ветер. Обзор наиболее перспективных магнитов.

10 факторов успешного курорта.